Обучение вокалу всегда происходит через кучу парадоксов. Петь а, но думать о в нёбе и и в глотке (это у всех по-разному). Чтобы запеть красиво, надо изобразить одновременно дебила, чайку и какашку под носом. Чтобы петь выше, надо брать ниже. Ну и всё время. Всё наоборот. Мне в последние уроки тот же парадокс, какой я пыталась постичь годы, наконец начал со скрипом даваться — чем ниже я считаю свой голос (вопрос не ноты, а тембрального наполнения), тем спокойнее получается брать высокие ноты. Ну то есть, признать свой голос низким, тёмным, глубоким, не подражать (бессознательно, чесслово, но необоримо) Богушевской и Гиббонс. Вообще — не подражать.
Затык исключительно психологический — и начал сниматься после года терапии. Наверное, всё же не совпадение. Ну или совпадение, и я перешла какой-то рубеж вокального опыта.
Притащила ЛИ ноты «Монолога волшебника» и «Прощальной песни» (из «Обыкновенного чуда»). И как они поются! Офигительно! И они так-то совсем не низкие. Но я не чувствую высоты, не тянусь к ней, как раньше, не надрываюсь: очень мягко выходит. ЛИ с радостной гордостью и выражением «накосявыкуси!» припомнила мне все мои сомнения, драматическое ли у меня сопрано, или всё-таки меццо: «Ирина, вот смотрите, ваш голос сам ведёт вас наверх».
Ну вообще странно спорить со спецом её уровня насчёт технических характеристик звучания. 8) Но я, конечно, не могла не мучаться несколько лет — меццо или драм?! Мне лишь бы помучаться. Тут ещё такое дело: почти сразу, как я к ней пришла, она с изумлением отметила, что у нас с ней голоса практически идентичные. На втором году записывала на ленту и давала знакомым слушать (на первом году мы с узлами на связках боролись, не до записей было). Все говорили — один голос. А у неё (не хвастаюсь, это опять-таки просто техническая характеристика) уникальный тембр. Это, возможно, меня как-то тормозило в понимании, что голос всё-таки мой. Я же известное мартышко-повторяшко.
Ну вот, а щас я выпеваю «...И плоть, и страсть!» и мурашками покрываюсь от восторга и, омайгад, небывалой лёгкости этого фадиеза. Тем более, что мы не академически поём эти вещи, а «мюзиклово». В сторону мюзикловости мы решили двигаться после нескольких лет битвы за то, чтобы я не пела эстраду. Ну а мне нафиг ЭСТРАДА? Я просто хочу петь. Ну не могу я не петь. Я просыпаюсь — пою, работаю — пою, гуляю — пою. И каждый раз это отбрасывало назад в обучении, потому что везде кроме уроков я пела неправильно. Но завывать академически всё-равно не хотела. Это уж слишком для применения в быту и рок-н-ролле, ящитаю. Я долго таскала ЛИ моих любимых Лию Мишель, Эми Ли, Анну Герман, и наконец приняли совместное решение, что это будет мюзикловое пение. Но битва со своей башкой за никому-не-подражание и естественно-низкий-тембр ещё предстоит грандиозная.
Пока пытаюсь компромиссными мерами подражать, но тем, кто поёт тембрально низко и красиво:
David Gahan (обожаю его нереально!)
Toni Braxton (это которая «Unbreak my heaaaaaart, say you looove me agaaaain»)
Лера Массква (не ржите только)
Ольга Арефьева
Sian Evans (Kosheen)
Кто там ещё?